Цель опыта: Изучить влияние исследовательской деятельности учащихся уроках и во
внеурочной деятельности.
Задача: Обеспечить условия для формирования у учащихся исследовательских навыков,
способствующих развитию и становлению таких качеств личности, как:
- самостоятельность при работе со специальной и научной литературой и
при выполнении наблюдений и опытов;
- логическое, абстрактное, креативное мышление;
- способность формировать свое мнение и умение его отстаивать;
- умение общаться с аудиторией, выступая на конференциях;
- ответственность за порученное дело;
- уверенность в себе, сознание значимости выполненной работы;
- желание в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой.
Ограничения и
риски опыта связаны, прежде всего, с уменьшением количества часов
в БУПе на изучение химии, с отсутствием специальной научной литературы в
школьной и городской библиотеках по некоторым узкоспециализированным вопросам
программы обучения.
Главным итогом своей педагогической
деятельности в этом направлении считаю достижение образовательного
результата – развитие способностей учащихся к анализу, планированию
деятельности, способности занимать исследовательскую позицию, а также
воспитание коммуникативной, творческой личности, ответственной за свои
поступки.
Пути достижения цели и решения поставленной задачи. К ним можно отнести
следующее:
- применение в учебном процессе методов, содействующих развитию у
учащихся логического мышления, инициативы, активности и самостоятельности;
особая роль в решении этой задачи принадлежит проблемному обучению;
- включение элементов исследования в различные виды практической
деятельности учащихся на уроке и внеурочной деятельности;
- приобщение к рационализаторству и изобретательству на уроках и
внеклассных занятиях;
- организация индивидуальных и групповых учебных заданий творческого
характера.
Организация учебно - воспитательного процесса.
Важнейшей
частью и формой реализации деятельностных технологий в современной школе, к
которым относятся, в том числе исследования
является непрерывная система исследовательской деятельности учащихся.
Исследовательская деятельность
выступает в данном случае как образовательная работа, связанная с
решением творческих задач в области биологии. При этом она стимулирует ученика
на рефлексивное восприятие материала, формирует умение ставить перед собой
проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания,
умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень
межпредметных связей и надпредметных понятий.

Исследовательский
принцип в обучении – идея не новая: она берет свое начало от идей, появившихся
в педагогике в последней трети 19 века. Биолог А. Я. Герд, историк М. М.
Стасюлевич в России, химик Р. Э. Армстронг, естествоиспытатель Т. Гексли в
Великобритании сформулировали общую идею метода, называвшегося у разных
педагогов эвристическим, лабораторно-эвристическим, опытно-испытательным,
методом лабораторных уроков, естественнонаучным, исследовательским принципом, подходом
и т. д. Проникая в практику обучения, исследовательский метод способствовал
ликвидации системы заучивания учебного материала, формированию готовности к
самостоятельной умственной деятельности школьников, создавал в школе атмосферу
увлеченности учением, доставлял учащимся радость самостоятельного поиска и
открытия.
Большую роль в
пропаганде и внедрении метода в отечественной педагогической практике сыграли
Б. В. Всесвятский, Б. Е. Райков, К. П. Ягодовский, филологи Н. Кульман, И. И.
Срезневский и др. С середины 50-х г.г. 20 века исследовательский метод обучения
изучали М. Н. Скаткин, М. И. Махмутов, И. В. Дорно, Ю. В. Сенько, В. В.
Успенский, Н. М. Мочалова, Т. А. Камышникова и др. Частично-поисковый и
частично-исследовательс-кий методы, например, положены в основу технологий
проблемного обучения (М. И. Махмутов, И. Я. Лернер), развивающего обучения (В.
В. Давыдов). Наиболее последовательно описал исследовательский метод И. Я.
Лернер.
По мнению С. Т.
Шацкого научное и учебное исследование имеют одни и те же этапы: наблюдение,
гипотезу, эксперимент (опыт), разрешение вопроса и проверку, фиксирование
результатов наблюдения. Различия же состоят в их объеме и степени новизны:
научное исследование решает объективную проблему, а учебное – проблему, субъективную
для ученика, т. е. объективно проблемой уже не являющейся.
По мнению А. И.
Савенкова «исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов
обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной
деятельности. В его фундаменте – исследовательское поведение. Оно позволяет
трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм
саморазвития».
2.2.
Характеристика исследовательской деятельности
Под учебной
исследовательской деятельностью школьников понимается деятельность,
связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее
неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для
исследования в научной сфере.
Пути реализации учебной исследовательской деятельности:
- развитие мыслительной деятельности в процессе исследовательской
деятельности на уроке путем введения общих и частных методов научного
исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия
до применения их на практике);
- формирование творческого мышления во внеурочной исследовательской и
проектной деятельности;
- формирование коммуникативной компетенции в процессе совместной
деятельности;
- актуализация внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей.
Исследовательский
метод можно определить как самостоятельное (без пошагового
руководства учителя) решение учащимися новой для них проблемы с применением
таких элементов научного исследования как наблюдение и самостоятельный анализ
фактов, выдвижение гипотезы и её проверка, формулирование выводов, закона или
закономерности.
Исследовательский
метод позволяет развивать мыслительную деятельность ребенка, креативность
мышления, повысить его самостоятельную познавательную активность.
Понятия
«исследовательская деятельность» и «проектная деятельность» часто считают
синонимами, т. к. в процессе выполнения проекта ученику или группе учеников
приходится проводить исследования, а результатом исследования может быть
конкретный продукт, как и при выполнении определенного проекта.
Однако
если сравнить деятельность ученика при выполнении проекта и в проведении
исследования, то ясно, что эти виды деятельности далеко не тождественны.
Проектная деятельность направлена на создание нового продукта. Созданию
продукта предшествует замысел и проектирование (планирование, анализ и поиск
ресурсов).
При
проведении же естественно-научного исследования отталкиваются от явления
природы, процесса. Затем это явление описывается словесно, с помощью графиков,
схем, таблиц, получаемых, как правило, на основании измерений. Далее это
описание позволяет создать модель явления, процесса, которая проверяется при
проведении наблюдений, опытов.
Итак,
цель проекта – создание нового продукта, чаще всего субъективно нового, а цель
исследования – создание модели явления или процесса. Иными словами отличием исследовательской деятельности от проектной
и конструктивной является то, что главным результатом исследовательской
деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или
иную истину в результате процедуры исследования и представленный
в стандартном виде.
Таким образом, исследовательский подход в обучении – это путь знакомства
учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них
научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.
2.3. Виды
учебной исследовательской деятельности
В
своей работе я использую разные виды учебной исследовательской деятельности
учащихся.
1. Учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких
элементов исследовательской деятельности как планирование и проведение
эксперимента, обработка и анализ его результатов. Осуществляется он на базе
школы на школьном оборудовании, как на уроке, так и во внеклассной работе.
Учебный
эксперимент может включать в себя все или несколько элементов настоящего
научного исследования (наблюдение и изучение фактов и явлений, выявление
проблемы, постановка исследовательской задачи, определение цели, задач и
гипотезы эксперимента, разработка методики исследования, его плана, программы,
методов обработки полученных результатов, проведение эксперимента,
корректировка методики исследования в связи с ходом и результатами эксперимента, собственно эксперимент,
количественный и качественный анализ полученных данных, интерпретация
полученных фактов, формулирование выводов, оформление и защита результатов
экспериментального исследования).
2. Курсы в рамках предпрофильной подготовки и
профильного обучения,
предполагающие углублённое (расширенное) изучение предмета, дают большие
возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности
старшеклассников.
Таблица 1
Примеры исследований и проектов в рамках
курсов по выбору и элективных курсовКласс
| Название курса
| Форма
| Тема
|
9
| Химические
элементы в организме человека.
| Исследование
| Свойства воды
|
9
| Химические
элементы в организме человека. | Исследование | Жесткость воды и способы её устранения
|
9
| Химические
элементы в организме человека. | Исследование | Явления происходящие с организмом при недостатке некоторых металлов
|
9
| Химические
элементы в организме человека. | Исследование | Явления происходящие в организме при избытке некоторых металлов
|
3. Участие старшеклассников в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в т. ч. дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах,
подразумевающее выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках
данных мероприятий.
Содержание образованияОпыт творческой деятельности и эмоционально - ценностного
отношения как компонентов содержания реализуются с помощью разработанной мною
системы исследовательских задач, которые я использую при изучении темы
«Углеводороды и их природные источники» (Химия, 10 - 11 класс); межпредметного
элективного курса (
Приложение №1) «Химические элементы в организме человека» в
рамках предпрофильной подготовки, в содержание которого включены
экспериментальные и исследовательские работы.
Формы, методы и средства учебно-воспитательной
работы.
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической
деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы,
методы, средства и технологии учебно-воспитательной работы.
Для учащихся с низким и средним уровнем мотивации вовлечение в
процесс творчества реализуется через организацию исследования на уроке как
традиционной формы обучения. Формирование исследовательской компетенции в
системе урочного учебного процесса эффективно при проведении учебного эксперимента, выполнении домашнего задания исследовательского
характера и др. В своей работе использую следующие методы:
Актуализация опорных знаний (фронтальная беседа, демонстрационный эксперимент);
Создание проблемной ситуации с помощью проблемно – поисковой
беседы, демонстрационного эксперимента и др. Постановка учебной проблемы; Решение
учебной проблемы (выдвижение гипотезы, построение плана проверки гипотезы,
осуществление собственного исследования, формулирование окончательного решения
проблемы); Доказательство и применение найденного решения (путѐм выполнения лабораторного
опыта); По объему осваиваемой методики исследования выделяются уроки с
элементами исследования и уроки-исследования. На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные
учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность: уроки по выбору
темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цели
исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками
информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д. На таких уроках
использую технологию проектного и проблемного обучения. Технология проведения такого урока следующая: на доске пишу название основных ступеней
исследовательской деятельности. Формулирую проблему, сообщаю тему и цель исследования.
Даю готовый
алгоритм исследовательской работы. Веду учебный процесс, используя
термины: проблема,
гипотеза, подтверждение гипотезы, вывод. Использую вопросы: В чем
проблема? Каковы этапы деятельности исследователя? Что такое гипотеза? Как
можно выдвинуть предположение? Данное высказывание предполагаемое или
доказанное? На уроке-исследовании учащиеся
овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания,
учатся формулировать и решать исследовательские задачи. На таких уроках
использую технологию сотрудничества (работу в малых группах).
ТРИЗ. Технология проведения
такого урока следующая: на доске пишу названия ступеней исследования, формулирую
проблему. Подвожу учащихся к пониманию цели исследования. Направляю
деятельность учащихся в русло исследовательской работы без использования
терминов: гипотеза, проверка гипотезы, интерпретация данных. Обращаю внимание
учеников на
схему исследовательской деятельности. Использую вопросы: С чего
необходимо начинать исследование? Как это сделать? Как поступил бы исследователь?
Верный ли вы сделали выбор?
Организация собственно
исследования (более высокий уровень) включает следующие этапы:
формулировка проблемы, подведение учащихся к самостоятельному формулированию
темы и цели исследования. Создание условий для исследовательской деятельности
учащихся: обеспечение учебного процесса дидактическим материалом, организацию
индивидуальной работы и деловое общение учащихся в группе и парах. Использование
вопросов: Ясна ли цель? Все ли понятно в выданном материале? На каком этапе
работы находитесь? Уложитесь ли по времени? Каков итог урока? Оцените результат!
Учащиеся должны подумать над практическим применением результатов исследования
и наметить перспективы дальнейшей работы (разработки уроков с элементами
исследовательской деятельности представлены в
Приложении №2). Предлагаю
учащимся следующую тематику практических
работ исследовательского характера (8кл):
1.Определение загрязненности
поваренной соли
2. Определение процентного выхода кислорода в реакциях
разложения
3. Получение водорода и исследования его свойств.
Домашний эксперимент можно посвятить изучению
скорости горения свечи. Для учащихся 9 класса:
1. Определение химической
активности кислот
2.Исследование реакционной способности металлов
3.Получение
хлороводородной кислоты и исследование ее свойств.
Домашний эксперимент можно провести по теме: «Определение
временной жесткости воды». Развитие самостоятельности и творчества учащихся
может осуществляться при выполнении ими домашней
работы. В домашние задания целесообразно включать элементы исследования,
проведение осмысленного эксперимента или выполнение эксперимента, который
возможен в домашних условиях.
При подборе домашнего задания нужно исходить их того, что оно
должно быть не тягостным, а привлекательным, необычным, посильным, обязательно
проверенным и оцененным. Вот пример домашнего задания такого характера:
8 кл. Тема: «Изменение окраски
индикаторов в кислой и щелочной среде».
Домашний
опыт: наблюдение за изменением окраски вишнѐвого варенья в растворе лимонной
кислоты и питьевой соды.
9 кл. Тема:
«Кристаллогидраты».
Домашний опыт: выращивание
кристаллов меди. Насыпьте на дно стакана немного медного купороса и засыпьте
его мелкой поваренной солью. Прикройте соль кружком, вырезанным из
фильтровальной бумаги так, чтобы кружок касался стенок стакана. Сверху положите
зачищенный наждачной бумагой кусочек железа (лучше всего кружок). Налейте в
стакан насыщенный раствор поваренной соли, чтобы он закрыл железный кружок.
Через несколько дней вы обнаружите в сосуде красивые красные кристаллы меди.
10-11 кл. Тема: «Белки».
Домашний опыт:
1.«Определение белка
(биуретова реакция)». Растворите в стакане воды столовую ложку белка куриного
яйца. Прилейте туда раствор стиральной (кальцинированной) соды Na2CO3
или гидроксида натрия NaOH (средство "Крот"), а затем добавьте
раствор медного купороса CuSO4 * 5H2O. В присутствии
белка появится фиолетовая окраска.
2. Юный исследователь готовит мыло. В горячий
концентрированный раствор стиральной соды добавляйте по каплям растительное
масло, пока оно не перестанет растворяться. В полученный раствор насыпьте
щепотку поваренной соли - твёрдое
мыло всплывёт на
поверхность.
Учитель, имея «в руках» интересный фактический пример, может
сконструировать из него творческую
задачу необходимой сложности в соответствии с целями и задачами урока.
Источник для конструирования задач по химии - книга Людмилы Аликберовой «Занимательные
задания по химии». Вот несколько интересных вопросов, которые можно задать
учащимся и на основе которых затем сконструировать творческие задачи исследовательского типа:
1. На дверях некоторых
химических лабораторий есть надпись: «Водой не гасить!» Чем можно гасить пожар
в таких лабораториях?
2. Почему уже со второй - третьей дозы героина возникает
зависимость человека от этого вещества?
Из этих познавательных вопросов можно с помощью технологии ТРИЗ
сконструировать целый ряд творческих задач. Для конструирования исследовательских задач воспользуемся
следующим алгоритмом:
• исходный факт;
• формулировка задачи;
• выявление противоречия;
• поиск ресурсов;
• формулировка идеального конечного результата;
Наряду с традиционно признанными формами организации учебных
занятий (лекции, практические работы, семинары и др.) автор опыта использует и
другие их разновидности:
Дидактический театр, когда на
уроках погружение в мир химии осуществляется посредством детской сказки.
Характеры героев, их поступки и события - это свойства веществ и химические
процессы, которые участнику игры предстоит идентифицировать. С помощью сказки в
увлекательной форме развиваются творческие способности, например, в сказке «Две
сестры - кислоты». На обобщающих уроках (например, «Вода, её состав, значение»)
используем ролевые игры с
участием журналистов, представителей исследовательских групп - историков, экологов,
физиков, химиков. Ребята с удовольствием принимают такую форму занятия. Нахождение
первопричины представляется им исследованием, поиском принципиально новых,
объективных знаний, смежных областей наук. Уроки с использованием компьютерных
технологий. Выполнение мультимедийных презентаций
по темам, которых нет в учебнике, даёт неограниченную возможность развития креативности.
В рамках опыта используются различные нетрадиционные методы обучения, приѐмы
стимулирования, педагогические техники, креативные тренинги. Дети
обладают врождённой
любознательностью, они - исследователи от рождения. Задача учителя - поставить
их в положение добросовестных, а не «понарошку», сыщиков, тогда они способны
горы свернуть. Информация, которая будет получена таким путем, усваивается, со стопроцентной
эффективностью, поэтому, приём первый: В качестве парадоксальной ситуации использую софизмы (это
преднамеренные ошибки в рассуждениях, с целью запутать собеседника). В своем
сообщении допускаю ошибки, которые следует найти, или раздаю тексты, в которых
заведомо искажена информация или запутаны определения, последовательность
изложения, героям «присваиваются» чужие мысли и поступки, даются неверные
толкования событий и процессов.
Приём второй:
если Вам удалось собрать группу единомышленников из числа учеников, то не
растеряйте их, поручите им самостоятельно или совместно с вами разрабатывать
опыты, эксперименты, материалы для творческих заданий, сценарии предметных
конкурсов, программы поддержки слабо успевающих учащихся.
Приём третий:
ученикам выдаются лотки с реактивами, и предлагается провести исследование, по
результатам которого нужно заполнить пробелы в учебной карточке с пропусками
важных предложений и слов. Учитель задает вопросы, а ученики должны вписать
недостающее в соответствующие пропуски. Например: смеси отличаются от чистых
веществ состава, возможностью разделения на химические части физическими
методами.
Приём четвёртый: развитие
исследовательских навыков при работе с литературой и Интернет - источниками.
Учащиеся выслушивают выступления одноклассников и заполняют первый
столбик таблицы, затем выполняют эксперимент и заполняют второй столбик
таблицы. Что мы знаем об алюминии из исторических хроник? Что узнали об
алюминии на уроке?
Приём пятый: предлагаю
для решения расчётные
задачи с исследовательским содержанием: в школьном химическом кабинете пролили
на пол немного соляной кислоты, и к концу урока она полностью испарилась. Хотя
хлороводород сильно токсичен и при вдыхании оказывает раздражающее действие,
ученики не почувствовали никакого постороннего запаха. Много ли молекул НС1
оказалось в воздухе, если масса хлороводорода, перешедшего в газообразное
состояние, равна 1 г? Вовлечение в творческую деятельность учащихся высокого и
среднего уровня во внеурочное время эффективно при работе в составе ученического научного общества (НОУ),
занятиях на элективных курсах, создании мультимедийных презентаций, написании
исследовательских проектов, докладов, тезисов докладов, научных статей, рефератов, участии в олимпиадах,
конкурсах, конференциях и др.
Например, технология работы над исследовательским проектом
включает:
1. Создание мотивации;
2. Создание образовательной среды;
3. Определение целей и задач для учащихся;
4. Организация работы индивидуально и в малых группах;
5. Консультации учащихся;
6. Организация обсуждения результатов в малых группах, выдвижения
гипотез, аргументов и выводов.
7. Оценка результата процесса.
Этапы развития исследовательской
деятельности:
На первом этапе учащимся
предлагается выполнение исследовательских заданий в форме проблемных мини-
экспериментов. На уроках химии и заседаниях кружка- это выполнение
краткосрочного эксперимента по готовому алгоритму. На втором этапе развития исследовательской компетенции оптимальной
формой работы является работа в малых группах. Третий этап – ситуация поисковой исследовательской деятельности организуется
в процессе самостоятельного определения целей будущего эксперимента, открытого
обмена мнениями, в творческой дискуссии. Четвёртый
этап – ситуация научно – исследовательской деятельности. Она отличается
самостоятельным поиском противоречий, проблем, определением механизмов действий
по их достижению.
Исследовательские проекты обучающихся представлены в
Приложениях №
3.
Длительность работы над опытом.
Свою работу по разрешению противоречия между необходимостью и недостаточными
возможностями традиционного образовательного процесса мы разделили на несколько
этапов:
I этап – начальный (констатирующий) – декабрь 2006– сентябрь
2007года.
II этап – основной (формирующий) – октябрь 2007 – апрель 2009
года.
III этап – заключительный (контрольный) – март 2010 года.
Диапазон опыта.
Диапазон опыта охватывает организацию учебной деятельности на
уроках химии и во внеклассной работе в рамках работы школы.
3.Результативность
опыта.

2009г - Музыка Святослав, Муниципальный
этап всероссийской научной конференции
молодых исследователей «Эврика»- 3 место.
2009г - Исаева Татьяна, муниципальный
этап Всероссийской олимпиады школьников 3 место
2010г - Исаева Татьяна, Муниципальный
этап всероссийской научной конференции молодых исследователей «Эврика»- 2 место
2010г - Исаева Татьяна, зональный этап конкурса
научных проектов школьников в рамках краевой научной конференции «Эврика» 3
место
2010г -
Самойленко Анна, Исаева Татьяна, Муниципальный этап конкурса научно-исследовательских
проектов учащихся по теме «Охрана и восстановление водных ресурсов» 3 место.
Организованная
таким образом исследовательская деятельность обладает большими образовательными
возможностями, служит мощным средством становления конкурентоспособного
выпускника старшей школы. Иными словами, он лучше оснащён для быстрого принятия
правильных решений в ситуациях, требующих мобильности. И в данном случае
уместны слова К. Д. Ушинского:
«Воспитание, если оно желает счастья
человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду, к
жизни».
Библиографический
список
- Банникова И.Ю., Марков С.В. Социально-образовательная среда как
главный фактор развития исследовательского мышления детей // Исследовательская
работа школьников. 2003. №3. С. 8-17.
- Блинова Т.В. «Школа исследователей» как форма подготовки
старшеклассников к научно-исследовательской деятельности //
Исследовательская работа школьников. 2003. №1. С. 100-104.
- Бурняшов Б.А. Научно-исследовательская деятельность учащихся
(гуманитарные и социально-экономические науки): Пособие для учителя и
учащихся. Краснодар. 2001.
- Викторов Ю.М., Лебедева С.А., Тарасов С.В. Организация
исследовательской деятельности школьников: (Из пед. опыта шк.-гимназии №
168 Санкт-Петербурга). СПб.: Шк.-гимназия № 168. 1998.
- Глаголев М.В, Кочкина Г.А. Проблема объективности оценки результатов
исследований учащихся на конференциях проводимых в МГДД(Ю)Т //
Исследовательская работа школьников. 2003. №4.
- Голанцева Т.П. Создание среды для развития способных и одарённых детей
// Исследовательская работа школьников. 2004. №2. С. 171-173.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1 -
Авторская программа.
Приложение № 2 -
Конспекты уроков.
Приложение № 3 - Научно-исследовательские проекты:
«Вода
вокруг нас, вода внутри
нас»,
«Воздействие фтора на организм человека»,
«Получение эфирных масел».
Приложение № 4 -
Компьютерная презентация опыта:
«Изучение влияния
исследовательской
деятельности на развитие личности школьника в условиях социального
партнерства».
Приложение № 5 -
Компьютерная презентация: «Воздействие
фтора на организм
человека».