Понедельник, 30.06.2025, 21:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт Чапайкиной

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи » Исследование

Развитие исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 ГОРОДА ТИХОРЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН  

Развитие исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.    


Чапайкина Татьяна Петровна,
учитель химии МОУ СОШ № 3
города Тихорецка
МО Тихорецкий район


Тихорецк 2010





Мир полон решений, ищущих свои проблемы
Р. Эванс




1.Информация об опыте

Современные дети порой лучше взрослых владеют навыками работы на компьютере, но многие из них плохо умеют общаться друг с другом, не способны ясно и четко выражать свои мысли; имея достаточно высокий уровень знаний по отдельным предметам, не умеют переводить эти знания на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий, в том числе и для применения их на практике.
В то же время современному обществу нужны люди активные, творческие, думающие, умеющие жить и работать в демократическом обществе. Ученик, выйдя из стен школы должен уметь адаптироваться к новым условиям жизни, уметь анализировать ситуацию и адекватно изменять свою деятельность. Всё более актуальным становится воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование.
Работая с ребятами 6 – 11-х классов общеобразовательной школы я пришла к пониманию того, что в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, это требуется каждому человеку. Творческий, исследовательский подход становится неотъемлемой частью любой профессии. Формирование же способности к социальной адаптации и творческому самовыражению легче происходит в совместной деятельности детей и взрослых. Это актуально сейчас и потому, что современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, выходящей далеко за рамки учебной программы. Поэтому выходом из создавшейся  проблемной ситуации для меня и моих учеников стала организация взаимосвязанной совместной научно-исследовательской деятельности на уроке и вне его, в том числе и в рамках занятий на элективном курсе «Химические элементы в организме человека».
Актуальность опыта заключается в том, что исследовательская деятельность учащихся повышает качество образовательного процесса. Научное творчество школьников должно превратиться в обязательное нормативное средство развития будущих специалистов.
Новизна опыта.
Новизна опыта состоит в создании системы организационно - педагогических условий, ориентированных на формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности и развитии у них на этой основе способности к творческому решению познавательных задач.
В свете выше изложенного ведущей педагогической идеей моей деятельности является следующее положение: Социальное партнерство и совместная творческая работа детей и взрослых в процессе исследовательской деятельности – важный фактор развития личности ребенка, его успешной социализации в современном обществе.

2.Технология опыта.

Цель опыта: Изучить влияние исследовательской деятельности учащихся уроках и во внеурочной деятельности.
Задача: Обеспечить условия для формирования у учащихся исследовательских навыков, способствующих развитию и становлению таких качеств личности, как:
  • самостоятельность при работе со специальной и научной литературой и при выполнении наблюдений и опытов;
  • логическое, абстрактное, креативное мышление;
  • способность формировать свое мнение и умение его отстаивать;
  • умение общаться с аудиторией, выступая на конференциях;
  • ответственность за порученное дело;
  • уверенность в себе, сознание значимости выполненной работы;
  • желание в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой.

Ограничения и риски опыта связаны, прежде всего, с уменьшением количества часов в БУПе на изучение химии, с отсутствием специальной научной литературы в школьной и городской библиотеках по некоторым узкоспециализированным вопросам программы обучения.
Главным итогом своей педагогической деятельности в этом направлении считаю достижение образовательного результата – развитие способностей учащихся к анализу, планированию деятельности, способности занимать исследовательскую позицию, а также воспитание коммуникативной, творческой личности, ответственной за свои поступки.
Пути достижения цели и решения поставленной задачи. К ним можно отнести следующее:
  • применение в учебном процессе методов, содействующих развитию у учащихся логического мышления, инициативы, активности и самостоятельности; особая роль в решении этой задачи принадлежит проблемному обучению;
  • включение элементов исследования в различные виды практической деятельности учащихся на уроке и внеурочной деятельности;
  • приобщение к рационализаторству и изобретательству на уроках и внеклассных занятиях;
  • организация индивидуальных и групповых учебных заданий творческого характера.

Организация учебно - воспитательного процесса.
Важнейшей частью и формой реализации деятельностных технологий в современной школе, к которым относятся, в том числе исследования  является непрерывная система исследовательской деятельности учащихся.
Исследовательская деятельность выступает  в данном случае как образовательная работа, связанная с решением творческих задач в области биологии. При этом она стимулирует ученика на рефлексивное восприятие материала, формирует умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий.



Исследовательский принцип в обучении – идея не новая: она берет свое начало от идей, появившихся в педагогике в последней трети 19 века. Биолог А. Я. Герд, историк М. М. Стасюлевич в России, химик Р. Э. Армстронг, естествоиспытатель Т. Гексли в Великобритании сформулировали общую идею метода, называвшегося у разных педагогов эвристическим, лабораторно-эвристическим, опытно-испытательным, методом лабораторных уроков, естественнонаучным, исследовательским принципом, подходом и т. д. Проникая в практику обучения, исследовательский метод способствовал ликвидации системы заучивания учебного материала, формированию готовности к самостоятельной умственной деятельности школьников, создавал в школе атмосферу увлеченности учением, доставлял учащимся радость самостоятельного поиска и открытия.
Большую роль в пропаганде и внедрении метода в отечественной педагогической практике сыграли Б. В. Всесвятский, Б. Е. Райков, К. П. Ягодовский, филологи Н. Кульман, И. И. Срезневский и др. С середины 50-х г.г. 20 века исследовательский метод обучения изучали М. Н. Скаткин, М. И. Махмутов, И. В. Дорно, Ю. В. Сенько, В. В. Успенский, Н. М. Мочалова, Т. А. Камышникова и др. Частично-поисковый и частично-исследовательс-кий методы, например, положены в основу технологий проблемного обучения (М. И. Махмутов, И. Я. Лернер), развивающего обучения (В. В. Давыдов). Наиболее последовательно описал исследовательский метод И. Я. Лернер.
По мнению С. Т. Шацкого научное и учебное исследование имеют одни и те же этапы: наблюдение, гипотезу, эксперимент (опыт), разрешение вопроса и проверку, фиксирование результатов наблюдения. Различия же состоят в их объеме и степени новизны: научное исследование решает объективную проблему, а учебное – проблему, субъективную для ученика, т. е. объективно проблемой уже не являющейся.
По мнению А. И. Савенкова «исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. В его фундаменте – исследовательское поведение. Оно позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития».

2.2. Характеристика исследовательской деятельности

Под учебной исследовательской деятельностью школьников понимается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Пути реализации учебной исследовательской деятельности:
  • развитие мыслительной деятельности в процессе исследовательской деятельности на уроке путем введения общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения их на практике);
  • формирование творческого мышления во внеурочной исследовательской и проектной деятельности;
  • формирование коммуникативной компетенции в процессе совместной деятельности;
  • актуализация внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей.
Исследовательский метод можно определить как самостоятельное (без пошагового руководства учителя) решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и её проверка, формулирование выводов, закона или закономерности.
Исследовательский метод позволяет развивать мыслительную деятельность ребенка, креативность мышления, повысить его самостоятельную познавательную активность.
Понятия «исследовательская деятельность» и «проектная деятельность» часто считают синонимами, т. к. в процессе выполнения проекта ученику или группе учеников приходится проводить исследования, а результатом исследования может быть конкретный продукт, как и при выполнении определенного проекта.
Однако если сравнить деятельность ученика при выполнении проекта и в проведении исследования, то ясно, что эти виды деятельности далеко не тождественны. Проектная деятельность направлена на создание нового продукта. Созданию продукта предшествует замысел и проектирование (планирование, анализ и поиск ресурсов).
При проведении же естественно-научного исследования отталкиваются от явления природы, процесса. Затем это явление описывается словесно, с помощью графиков, схем, таблиц, получаемых, как правило, на основании измерений. Далее это описание позволяет создать модель явления, процесса, которая проверяется при проведении наблюдений, опытов.
Итак, цель проекта – создание нового продукта, чаще всего субъективно нового, а цель исследования – создание модели явления или процесса. Иными словами отличием исследовательской деятельности от проектной и конструктивной является то, что главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.
Таким образом, исследовательский подход в обучении – это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.  

2.3. Виды учебной исследовательской деятельности

В своей работе я использую разные виды учебной исследовательской деятельности учащихся.
1. Учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов. Осуществляется он на базе школы на школьном оборудовании, как на уроке, так и во внеклассной работе.
Учебный эксперимент может включать в себя все или несколько элементов настоящего научного исследования (наблюдение и изучение фактов и явлений, выявление проблемы, постановка исследовательской задачи, определение цели, задач и гипотезы эксперимента, разработка методики исследования, его плана, программы, методов обработки полученных результатов, проведение эксперимента, корректировка методики исследования в связи с ходом и результатами  эксперимента, собственно эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов, оформление и защита результатов экспериментального исследования).
2. Курсы в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения, предполагающие углублённое (расширенное) изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности старшеклассников.

Таблица 1
Примеры исследований и проектов в рамках курсов по выбору и элективных курсов

Класс
Название курса
Форма
Тема
9
Химические элементы в организме человека.
Исследование
Свойства воды
9
Химические элементы в организме человека.ИсследованиеЖесткость воды и способы её устранения
9
Химические элементы в организме человека.ИсследованиеЯвления происходящие с организмом при недостатке некоторых металлов
9
Химические элементы в организме человека.ИсследованиеЯвления происходящие в организме при избытке некоторых металлов








3. Участие старшеклассников в олимпиадах, конкурсах, конференциях
, в т. ч. дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах, подразумевающее выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
Содержание образования
Опыт творческой деятельности и эмоционально - ценностного отношения как компонентов содержания реализуются с помощью разработанной мною системы исследовательских задач, которые я использую при изучении темы «Углеводороды и их природные источники» (Химия, 10 - 11 класс); межпредметного элективного курса (Приложение №1) «Химические элементы в организме человека» в рамках предпрофильной подготовки, в содержание которого включены экспериментальные и  исследовательские работы.
Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы.
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы, средства и технологии учебно-воспитательной работы.
Для учащихся с низким и средним уровнем мотивации вовлечение в процесс творчества реализуется через организацию исследования на уроке как традиционной формы обучения. Формирование исследовательской компетенции в системе урочного учебного процесса эффективно при проведении учебного эксперимента, выполнении домашнего задания исследовательского характера и др. В своей работе использую следующие методы:
Актуализация опорных знаний (фронтальная беседа, демонстрационный эксперимент);
Создание проблемной ситуации с помощью проблемно – поисковой беседы, демонстрационного эксперимента и др. Постановка учебной проблемы; Решение учебной проблемы (выдвижение гипотезы, построение плана проверки гипотезы, осуществление собственного исследования, формулирование окончательного решения проблемы); Доказательство и применение найденного решения (путѐм выполнения лабораторного опыта); По объему осваиваемой методики исследования выделяются уроки с элементами исследования и уроки-исследования. На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цели исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д. На таких уроках использую технологию проектного и проблемного обучения. Технология проведения такого урока следующая: на доске пишу название основных ступеней исследовательской деятельности. Формулирую проблему, сообщаю тему и цель исследования. Даю готовый алгоритм исследовательской работы. Веду учебный процесс, используя термины: проблема, гипотеза, подтверждение гипотезы, вывод. Использую вопросы: В чем проблема? Каковы этапы деятельности исследователя? Что такое гипотеза? Как можно выдвинуть предположение? Данное высказывание предполагаемое или доказанное? На уроке-исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания, учатся формулировать и решать исследовательские задачи. На таких уроках использую технологию сотрудничества (работу в малых группах).
ТРИЗ. Технология проведения такого урока следующая: на доске пишу названия ступеней исследования, формулирую проблему. Подвожу учащихся к пониманию цели исследования. Направляю деятельность учащихся в русло исследовательской работы без использования терминов: гипотеза, проверка гипотезы, интерпретация данных. Обращаю внимание учеников на схему исследовательской деятельности. Использую вопросы: С чего необходимо начинать исследование? Как это сделать? Как поступил бы исследователь? Верный ли вы сделали выбор?
Организация собственно исследования (более высокий уровень) включает следующие этапы: формулировка проблемы, подведение учащихся к самостоятельному формулированию темы и цели исследования. Создание условий для исследовательской деятельности учащихся: обеспечение учебного процесса дидактическим материалом, организацию индивидуальной работы и деловое общение учащихся в группе и парах. Использование вопросов: Ясна ли цель? Все ли понятно в выданном материале? На каком этапе работы находитесь? Уложитесь ли по времени? Каков итог урока? Оцените результат! Учащиеся должны подумать над практическим применением результатов исследования и наметить перспективы дальнейшей работы (разработки уроков с элементами исследовательской деятельности представлены в Приложении №2). Предлагаю учащимся следующую тематику практических работ исследовательского характера (8кл):
1.Определение загрязненности поваренной соли
2. Определение процентного выхода кислорода в реакциях разложения
3. Получение водорода и исследования его свойств.
Домашний эксперимент можно посвятить изучению скорости горения свечи. Для учащихся 9 класса:
1. Определение химической активности кислот
2.Исследование реакционной способности металлов
3.Получение хлороводородной кислоты и исследование ее свойств.
Домашний эксперимент можно провести по теме: «Определение временной жесткости воды». Развитие самостоятельности и творчества учащихся может осуществляться при выполнении ими домашней работы. В домашние задания целесообразно включать элементы исследования, проведение осмысленного эксперимента или выполнение эксперимента, который возможен в домашних условиях.
При подборе домашнего задания нужно исходить их того, что оно должно быть не тягостным, а привлекательным, необычным, посильным, обязательно проверенным и оцененным. Вот пример домашнего задания такого характера:
8 кл. Тема: «Изменение окраски индикаторов в кислой и щелочной среде».
Домашний опыт: наблюдение за изменением окраски вишнѐвого варенья в растворе лимонной кислоты и питьевой соды.
9 кл. Тема: «Кристаллогидраты».
Домашний опыт: выращивание кристаллов меди. Насыпьте на дно стакана немного медного купороса и засыпьте его мелкой поваренной солью. Прикройте соль кружком, вырезанным из фильтровальной бумаги так, чтобы кружок касался стенок стакана. Сверху положите зачищенный наждачной бумагой кусочек железа (лучше всего кружок). Налейте в стакан насыщенный раствор поваренной соли, чтобы он закрыл железный кружок. Через несколько дней вы обнаружите в сосуде красивые красные кристаллы меди.
10-11 кл. Тема: «Белки».
Домашний опыт:
1.«Определение белка (биуретова реакция)». Растворите в стакане воды столовую ложку белка куриного яйца. Прилейте туда раствор стиральной (кальцинированной) соды Na2CO3 или гидроксида натрия NaOH (средство "Крот"), а затем добавьте раствор медного купороса CuSO4 * 5H2O. В присутствии белка появится фиолетовая окраска.
2. Юный исследователь готовит мыло. В горячий концентрированный раствор стиральной соды добавляйте по каплям растительное масло, пока оно не перестанет растворяться. В полученный раствор насыпьте щепотку поваренной соли - твёрдое мыло всплывёт на поверхность.
Учитель, имея «в руках» интересный фактический пример, может сконструировать из него творческую задачу необходимой сложности в соответствии с целями и задачами урока. Источник для конструирования задач по химии - книга Людмилы Аликберовой «Занимательные задания по химии». Вот несколько интересных вопросов, которые можно задать учащимся и на основе которых затем сконструировать творческие задачи исследовательского типа:
1. На дверях некоторых химических лабораторий есть надпись: «Водой не гасить!» Чем можно гасить пожар в таких лабораториях?
2. Почему уже со второй - третьей дозы героина возникает зависимость человека от этого вещества?
Из этих познавательных вопросов можно с помощью технологии ТРИЗ сконструировать целый ряд творческих задач. Для конструирования исследовательских задач воспользуемся следующим алгоритмом:
• исходный факт;
• формулировка задачи;
• выявление противоречия;
• поиск ресурсов;
• формулировка идеального конечного результата;
 Наряду с традиционно признанными формами организации учебных занятий (лекции, практические работы, семинары и др.) автор опыта использует и другие их разновидности: Дидактический театр, когда на уроках погружение в мир химии осуществляется посредством детской сказки. Характеры героев, их поступки и события - это свойства веществ и химические процессы, которые участнику игры предстоит идентифицировать. С помощью сказки в увлекательной форме развиваются творческие способности, например, в сказке «Две сестры - кислоты». На обобщающих уроках (например, «Вода, её состав, значение») используем ролевые игры с участием журналистов, представителей исследовательских групп - историков, экологов, физиков, химиков. Ребята с удовольствием принимают такую форму занятия. Нахождение первопричины представляется им исследованием, поиском принципиально новых, объективных знаний, смежных областей наук. Уроки с использованием компьютерных технологий. Выполнение мультимедийных презентаций по темам, которых нет в учебнике, даёт неограниченную возможность развития креативности.
В рамках опыта используются различные нетрадиционные методы обучения, приѐмы стимулирования, педагогические техники, креативные тренинги. Дети обладают врождённой любознательностью, они - исследователи от рождения. Задача учителя - поставить их в положение добросовестных, а не «понарошку», сыщиков, тогда они способны горы свернуть. Информация, которая будет получена таким путем, усваивается, со стопроцентной эффективностью, поэтому, приём первый: В качестве парадоксальной ситуации использую софизмы (это преднамеренные ошибки в рассуждениях, с целью запутать собеседника). В своем сообщении допускаю ошибки, которые следует найти, или раздаю тексты, в которых заведомо искажена информация или запутаны определения, последовательность изложения, героям «присваиваются» чужие мысли и поступки, даются неверные толкования событий и процессов.
Приём второй: если Вам удалось собрать группу единомышленников из числа учеников, то не растеряйте их, поручите им самостоятельно или совместно с вами разрабатывать опыты, эксперименты, материалы для творческих заданий, сценарии предметных конкурсов, программы поддержки слабо успевающих учащихся.
Приём третий: ученикам выдаются лотки с реактивами, и предлагается провести исследование, по результатам которого нужно заполнить пробелы в учебной карточке с пропусками важных предложений и слов. Учитель задает вопросы, а ученики должны вписать недостающее в соответствующие пропуски. Например: смеси отличаются от чистых веществ состава, возможностью разделения на химические части физическими методами.
Приём четвёртый: развитие исследовательских навыков при работе с литературой и Интернет - источниками.
Учащиеся выслушивают выступления одноклассников и заполняют первый столбик таблицы, затем выполняют эксперимент и заполняют второй столбик таблицы. Что мы знаем об алюминии из исторических хроник? Что узнали об алюминии на уроке?
Приём пятый: предлагаю для решения расчётные задачи с исследовательским содержанием: в школьном химическом кабинете пролили на пол немного соляной кислоты, и к концу урока она полностью испарилась. Хотя хлороводород сильно токсичен и при вдыхании оказывает раздражающее действие, ученики не почувствовали никакого постороннего запаха. Много ли молекул НС1 оказалось в воздухе, если масса хлороводорода, перешедшего в газообразное состояние, равна 1 г? Вовлечение в творческую деятельность учащихся высокого и среднего уровня во внеурочное время эффективно при работе в составе ученического научного общества (НОУ), занятиях на элективных курсах, создании мультимедийных презентаций, написании исследовательских проектов, докладов, тезисов докладов, научных статей, рефератов, участии в олимпиадах, конкурсах, конференциях и др.
Например, технология работы над исследовательским проектом включает:
1. Создание мотивации;
2. Создание образовательной среды;
3. Определение целей и задач для учащихся;
4. Организация работы индивидуально и в малых группах;
5. Консультации учащихся;
6. Организация обсуждения результатов в малых группах, выдвижения гипотез, аргументов и выводов.
7. Оценка результата процесса.

Этапы развития исследовательской деятельности: На первом этапе учащимся предлагается выполнение исследовательских заданий в форме проблемных мини- экспериментов. На уроках химии и заседаниях кружка- это выполнение краткосрочного эксперимента по готовому алгоритму. На втором этапе развития исследовательской компетенции оптимальной формой работы является работа в малых группах. Третий этап – ситуация поисковой исследовательской деятельности организуется в процессе самостоятельного определения целей будущего эксперимента, открытого обмена мнениями, в творческой дискуссии. Четвёртый этап – ситуация научно – исследовательской деятельности. Она отличается самостоятельным поиском противоречий, проблем, определением механизмов действий по их достижению. Исследовательские проекты обучающихся представлены в Приложениях № 3.
Длительность работы над опытом.
Свою работу по разрешению противоречия между необходимостью и недостаточными возможностями традиционного образовательного процесса мы разделили на несколько этапов:
I этап – начальный (констатирующий) – декабрь 2006– сентябрь 2007года.
II этап – основной (формирующий) – октябрь 2007 – апрель 2009 года.
III этап – заключительный (контрольный) – март 2010 года.
Диапазон опыта.                    
Диапазон опыта охватывает организацию учебной деятельности на уроках химии и во внеклассной работе в рамках работы школы.

3.Результативность опыта.





2009г - Музыка Святослав, Муниципальный этап всероссийской научной конференции  молодых исследователей «Эврика»- 3 место.
2009г - Исаева Татьяна, муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников 3 место
2010г - Исаева Татьяна, Муниципальный этап всероссийской научной конференции молодых исследователей «Эврика»- 2 место 
2010г - Исаева Татьяна, зональный этап конкурса научных проектов школьников в рамках краевой научной конференции «Эврика» 3 место 
2010г - Самойленко Анна, Исаева Татьяна, Муниципальный этап конкурса научно-исследовательских проектов учащихся по теме «Охрана и восстановление водных ресурсов» 3 место.
Организованная таким образом исследовательская деятельность обладает большими образовательными возможностями, служит мощным средством становления конкурентоспособного выпускника старшей школы. Иными словами, он лучше оснащён для быстрого принятия правильных решений в ситуациях, требующих мобильности. И в данном случае уместны слова К. Д. Ушинского: «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду, к жизни».

Библиографический список
  

  1. Банникова И.Ю., Марков С.В. Социально-образовательная среда как главный фактор развития исследовательского мышления детей // Исследовательская работа школьников. 2003. №3. С. 8-17.
  2. Блинова Т.В. «Школа исследователей» как форма подготовки старшеклассников к научно-исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. 2003. №1. С. 100-104.
  3. Бурняшов Б.А. Научно-исследовательская деятельность учащихся (гуманитарные и социально-экономические науки): Пособие для учителя и учащихся. Краснодар. 2001.
  4. Викторов Ю.М., Лебедева С.А., Тарасов С.В. Организация исследовательской деятельности школьников: (Из пед. опыта шк.-гимназии № 168 Санкт-Петербурга). СПб.: Шк.-гимназия № 168. 1998.
  5. Глаголев М.В, Кочкина Г.А. Проблема объективности оценки результатов исследований учащихся на конференциях проводимых в МГДД(Ю)Т // Исследовательская работа школьников. 2003. №4.
  6. Голанцева Т.П. Создание среды для развития способных и одарённых детей // Исследовательская работа школьников. 2004. №2. С. 171-173.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1 - Авторская программа.
Приложение № 2 - Конспекты уроков.
Приложение № 3 - Научно-исследовательские проекты: «Вода вокруг нас, вода внутри нас», «Воздействие фтора на организм человека», «Получение эфирных масел».
Приложение № 4 - Компьютерная презентация опыта: «Изучение влияния исследовательской деятельности на развитие личности школьника в условиях социального партнерства».
Приложение № 5 - Компьютерная презентация: «Воздействие фтора на организм человека».
Категория: Исследование | Добавил: Luckboy (30.10.2010) | Автор: Чапайкина Т.П.
Просмотров: 108 | Теги: педагогическая идея, исследовательская деятельность учащ, внеурочная деятельность, опыт, технология опыта | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск